Принцип мозгового штурма
Что такое мозговой штурм? Это довольно популярная техника поиска решений путем активного обсуждения в группе участников штурма. Жаль, что такую эффективную технику редко используют правильно, превращая процесс в простое выкрикивание своих идей. В этой статье мы опишем, как правильно проводить мозговой штурм, сколько человек должно принимать участие, на каких принципах строится беседа.
Первое и самое главное правило — на первом этапе приветствуется любая идея, которая произнесена любым участником группы. Таким образом, группа должна избегать резкой критики, потому что после первой неудачной идеи член группы может замкнуться, бояться допустить еще одну ошибку или начать критиковать идеи других участников. В таком случае штурм превращается в бесполезное заседание, которое вдобавок портит отношения в коллективе. Конечно, на первом этапе будет много неприменимых идей, которые потом можно отбросить, но только потом — когда будут намечены приоритетные идеи для дальнейшего штурма.
Количество участников мозгового штурма — от 6 до 12 человек, оптимально 7. Разбиение группы на более мелкие не приведет к повышению эффективности. Присутствие начальства снижает творческий градус, даже если начальник только наблюдает за дебатами и не вмешивается. Участники должны быть примерно равного положения в компании, мужчины и женщины (это способствует более дружественной атмосфере), разница в возрасте тоже не должна быть велика. Есть и еще одна деталь — лучше привлекать малоопытных сотрудников, т.к. они не имеют шаблонов работы в данной компании или области. Привлечение экспертов рекомендуется только в качестве наблюдателей.
Помещение — отдельный кабинет или аудитория подальше от общего шума. Желательно разместить плакат с общими целями штурма, раздать блокноты участникам для записи своих идей. Иногда мозговой штурм даже записывают на аудио, чтобы не упустить ни одного ценного слова. Общее время штурма 40-60 минут, при простых задачах хватает 15-20. Лучше всего проводить штурм в около-обеденное время, когда мозг человека наиболее активен, в общем случае это временной отрезок 11 — 15 часов дня.
Если за одну сессию проблему не удалось решить полностью, то следует отметить положительный сдвиг, сделать перерыв и продолжить мозговой штурм. Если тема слишком обширна, то стоит дать сотрудникам время подготовиться несколько дней, тогда штурм будет эффективней.
В чем роль руководителя или лидера? Во-первых, подбор группы, следует учитывать активность членов группы — активных и умеренных должно быть примерно равное число. Во-вторых, если лидер сам участвует в штурме, то иногда нужно подкидывать дикие и нелогичные идеи, чтобы дать понять — принимается к рассмотрению любая мысль. Часто бывает, что участники штурма после его завершения несколько дней еще могут генерировать интересные идеи, тогда нужно снова собрать группу и сделать еще одну сессию.
Интересные статьи:
Характеристики лидера
Мужской кабинет
Яхтинг
Убиваем время на работе
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.